Происходящее на российском авторынке — трагедия
Opel принял решение закрыть свой завод в России. В интервью DW Фердинанд Дуденхёффер объяснил причины этого решения крупного автоконцерна и оценил состояние российского авторынка.
Завод Opel в Санкт-Петербурге
Opel закрывает свой завод в России на неопределенный срок, остальные западные автоконцерны терпят огромные убытки. О том, в каком состоянии находится российский авторынок сегодня, что его ожидает в перспективе и стоит ли ожидать ухода из России других автогигантов, в интервью DW рассказал автомобильный эксперт, профессор Университета Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer).
DW: Opel принял решение закрыть свой завод в России в конце 2015 года. Какова, на ваш взгляд, основная причина столь радикального решения — отсутствие перспектив марки Opel на российском рынке или слабость автомобильного рынка России?
Фердинанд Дуденхёффер: Российский автомобильный рынок сейчас — это просто катастрофа. Никто не имеет представления, как он будет развиваться в дальнейшем. Поэтому Opel полностью решил свернуть свою деятельность в России на некоторое время. Но и другие автоконцерны приостановили свое производство — например, Nissan. В целом, на российском авторынке в данный момент едва ли возможно работать.
— Значит ли это, что зарубежные автоконцерны неверно оценили Россию?
Фердинанд Дуденхёффер
— Кризис на российском автомобильном рынке очень глубок. Продажи упали более чем на 40 процентов. Это коснулось не только Opel. Поэтому все периодически приостанавливают работу на своих заводах. Российский рынок на коленях — это плохо для России, для автомобильной индустрии и для Европы.
— Должны ли конкуренты Opel радоваться или, скорее, насторожиться? Могут ли из России уйти и другие автомобильные бренды?
— Другие производители автомобилей также находятся в очень затруднительном положении в России. Они отнюдь не рады решению Opel и с беспокойством наблюдают за развитием ситуации. Как будут обстоять у них дела в дальнейшем, зависит от того, как будет развиваться кризис в России. Разумеется, Opel вернется в Россию, однако пока совершенно непонятно, когда российский рынок оправится, потому и нет точной даты возвращения Opel.
— Можно ли сказать, что это везение, что Opel не был продан Сбербанку, как могло произойти в 2009 году?
— Для Opel Россия была рынком будущего вплоть до начала украинского кризиса около года назад. И политики — как западные в лице канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel) и президента США Барака Обамы, так и российский президент Владимир Путин — ответственны за то, что этот перспективный рынок сейчас находится на дне.
Идея General Motors была в том, чтобы за счет Opel занять более уверенную позицию на рынке. Сейчас это уже сделать невозможно. У компании Ford тоже значительные убытки в России. У Volkswagen — значительные убытки! У Renault и Nissan — тоже значительные потери! Политики должны, наконец, найти решение, иначе Россию ждет деиндустриализация. И ЕС тоже пострадает от этого.
— Учитывая ослабленный рубль, не кажется ли вам, что у западных автопроизводителей становится меньше шансов в борьбе с более дешевой продукцией китайских конкурентов?
— Китайские автомобилестроители тоже столкнулись с большими проблемами на российском рынке. Никто в автоиндустрии не доволен тем, что происходит в России — все терпят убытки.
— У многих западных автоконцернов есть свои заводы в России, но автозапчастей они в России почти не производят. Может ли это стать для них приговором?
— Не думаю. Сейчас куда важнее максимально снизить убытки, потому что рынок продолжает падение. Эксперты исходят из того, что российский авторынок сократится, как минимум, на 50 процентов. А учитывая обесценивание рубля, то, что продается, в том числе запчасти, не самоокупается. Происходящее сейчас на авторынке России — настоящая трагедия производителей и поставщиков автомобилей.
— Как вы оцениваете перспективы российского рынка?
— Три-четыре года назад мы говорили о том, что рынки стран БРИКС ожидает большое будущее. Россия тогда считалась важной составляющей европейского автомобильного рынка. Мы оценивали потенциал российского рынка в 5 миллионов автомобилей в год, речь также шла о развитии промышленности. Однако в этом году будет продано менее двух миллионов, скажем, полтора.
— Является ли эта ситуация шансом для российской автомобильной индустрии — например, «АвтоВАЗа»?
— Российские производители тоже пострадали от кризиса. Раньше у них были большие производственные мощности, а теперь продается меньше автомобилей. В результате они несут еще большие убытки, чем прежде.