Ульяновский автозавод завершает производство внедорожника Hunter. К концу года модель, в которую за 43 года производства эволюционировал легендарный УАЗ-469, покинет конвейер. В качестве прощального аккорда к 70-летнему юбилею Великой победы завод выпускает специальную версию «Победная серия» – автомобили с улучшенной проходимостью и аэрографией на кузове, идею для которой дизайнеры заимствовали из советского кинофильма «В бой идут одни старики».
Машины серии окрашивают в армейский зеленый цвет, оснащают стальными дисками черного цвета с внедорожными шинами и мощной защитой днища. Наконец, в комплектацию автомобиля входит подарочный набор с вещмешком, плащ-палаткой, солдатским котелком и шанцевым инструментом. Победный Hunter можно заказать у любого официально дилера, но количество автомобилей спецсерии ограничено.
Вспоминая долгий конвейерный путь классического внедорожника, Autonews.ru оглянулся и на славную историю автозавода, построенного во время войны и все годы жившего по законам военного времени.
История УАЗа началась в июле 1941 года, когда Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации в Ульяновск части производства столичного завода ЗиС. Осенью было перевезено оборудование, и к началу 1942 года заработал цех боеприпасов, выпускающий авиационные снаряды чуть ли не под открытым небом. К маю того же года помимо боеприпасов удалось наладить сборку трехтонных грузовиков ЗиС-5, причем в тяжелых условиях удавалось выпускать по 20-30 машин в сутки. Хотя автозавода как такового в тот момент даже не существовало – решение о его строительстве было принято только в середине 1943 года.
Первый автомобиль собственной разработки в Ульяновске появился в мае 1944-го. На смену устаревшему ЗиС-5 конструкторы разработали УльЗИС-253 грузоподъемностью 3,5 тонны с дизельным двигателем, который строили с оглядкой на американский Studebaker. Но организовать серийный выпуск этой машины на УАЗе не удалось – производство грузовика приказали отдать в Миасс на предприятие УралЗиС (ныне УралАЗ), где она стала родоначальницей марки Урал. А ульяновскому автозаводу поручили наладить выпуск более простой полуторки ГАЗ-АА. Производство заработало только в 1947 году уже после окончания войны и продолжалось еще несколько лет, хотя уже в 1949 году ульяновцы предложили свои варианты машины грузоподъемностью в одну и полторы тонны. Увы, более современные УАЗ-300/302 до конвейера так и не дошли. Собственного грузовика у УАЗа не было никогда.
В середине 50-х годов прошлого столетия на УАЗе был создан полноценный конструкторский отдел, но заниматься поначалу ему приходилось чужими разработками. В 1954 году в Ульяновске адаптировали и начали выпуск легкового внедорожника ГАЗ-69, причем всего через два года завод перешел на использование комплектующих собственного производства. Приказ отраслевого министра закрепил за заводом статус производителя малотоннажных автомобилей повышенной проходимости, а конструкторы, наконец, получили возможность заниматься машинами собственной разработки. Тогда и появилась идея вагонной компоновки, которая позволяла сделать вместительный кузов без увеличения длины автомобиля.
Тогда вагонная компоновка все еще казалась революционной. Но выбора фактически не было: необходимо было создать грузовую машину на коротком шасси ГАЗ-69. В 1958 году увидел свет санитарный УАЗ-450А – знаменитая «буханка». В гамме были и фургон, и бортовой грузовичок, а заднеприводные варианты, появившиеся в 1961 году, носили индекс УАЗ-451. Не хватало лишь пассажирского микроавтобуса, но завод удовлетворял в первую очередь ведомственные запросы. Пассажирская версия появилась лишь после модернизации 1966 года, когда семейство получило индекс УАЗ-452. Пройдя череду модернизаций, эти машины выпускаются и сейчас.
Внедорожник УАЗ-469 к конвейеру шел очень долго. Проектирование началось еще в 1958 году, а первый ходовой образец построили через год. История создания машины – это история поиска. Конструкторы пробовали различные варианты компоновки, но основные заказчики из Минобороны постоянно меняли требования к внешности, силовому агрегату и геометрической проходимости. Велись эксперименты с трехдверными кузовами и единственной дверью со стороны водителя, существовали варианты с независимой подвеской. В Ульяновске сразу разработали упрощенную модель УАЗ-460 для народного хозяйства, но в процессе доводки она превратилась просто в гражданскую модификацию военного автомобиля, лишенную колесных редукторов и большого клиренса. Обе модификации в 1961 году достойно выдержали испытательные пробеги в Средней Азии и Заполярье, но первым был принят именно гражданский вариант. Военные еще долго тянули с утверждением проекта, и на конвейер машины встали только в 1973 году. Все это время завод выпускал бесконечно устаревший ГАЗ-69.
С 469 связаны самые яркие страницы истории УАЗа, ознаменованные десятком международных рекордов. Например, в 1974 году автомобиль за 38 минут чистого времени без лебедок и посторонней помощи покорил одну из вершин Эльбруса и спустился вниз. Историки уверяют, что рекорд не был запланирован, а взобраться на гору испытателей попросили спасатели, которым нужна была помощь в подъеме громоздкого оборудования.
Альтернативы машине военные не искали. В конце 70-х уазовцы предложили проект наследника в рамках проекта ГАК, но перспективный автомобиль заказчиков не заинтересовал. УАЗ-469 продолжал выпускаться в неизменном виде до начала 90-х, когда село и армия резко сократили заказы. Чтобы свести концы с концами, завод попытался переориентироваться на гражданскую продукцию. В 1993 году на базе УАЗ-3151 была построена машина с жесткой крышей, следом появились 9-местный УАЗ-3153 с широкими мостами и 16-клапанным мотором, а также 11-местный десантный вариант для военных. Наконец, в конце прошлого века появились серия 3160/62 Simbir и минивэн УАЗ-3165, которые можно было считать машинами нового поколения, был вновь облагорожен УАЗ-3151.
Но настоящие перемены пришли только в 2001 году вместе с деньгами новых хозяев из холдинга Северсталь-авто (ныне Sollers). Были созданы новые производственные мощности для выпуска современных агрегатов, модернизированы конвейер и окрасочный цех, проведен ребрендинг. С ноября 2003 года организован серийный выпуск глубоко модернизированного УАЗ-3151 под брендом UAZ Hunter, место непопулярного семейства 3160/62 занял UAZ Patriot. А всего за годы работы в Ульяновске было изготовлено около 6,5 млн машин.
Водоплавающий «Ягуар»
Уникальный автомобиль-амфибия, получивший имя «Ягуар», УАЗ разработал в 1976 году. Для передвижения по воде использовался гребной винт, однако кузов, в отличие от прочих амфибий, у ульяновской машины был традиционным с привычными боковыми дверьми. «Ягуар» мог нормально ездить по дорогам и бездорожью, а на воде развивал скорость до 10 километров в час. Машина была рассчитана на одного водителя и 600 кг груза, но на испытаниях без проблем ездила и плавала с 11 человеками на борту. Штучный выпуск амфибий продолжали до 1989 года, но всего было изготовлено только 14 автомобилей. Массовые закупки военных не интересовали, а другим ведомствам эта машина была не нужна. Хотя уазовцы предлагали даже совсем уж экзотические варианты с лыжами и клеткой для собаки – например, для спасателей.
В конце 80-х годов прошлого века УАЗ имел все шансы первым освоить сегмент коммерческих машин грузоподъемностью не более 1,5 тонн, когда вместе с институтом НАМИ получил заказ на разработку таких автомобилей. Выпускать фургоны планировалось в азербайджанском Кировабаде, где даже начали строить завод для их производства. В 1986 году уазовцы уже вовсю испытывали прототипы (первые опытные образцы фургона КиАЗ-3727 изготовили в НАМИ, остальные делали в Ульяновске), а к доводке машины подключили британскую фирму IAD. Но почти готовое производство так и не заработало, и в 1989 году выпуск уже модернизированной машины организовали на военном предприятии в Брянске под маркой БАЗ. Однако без финансирования захлебнулся и этот проект. Документацию передали на ГАЗ, где уже были и свои наработки. Серийные горьковские «ГАЗели» получились совсем иными. Собственный минивэн УАЗ-3165, который мог бы стать основой для целого семейства коммерческих автомобилей, в массовое производство так и не пошел.
Иван Ананьев